День воздушного флота – праздник на аэродроме в Кречевицах
День Воздушного Флота России — профессиональный праздник пилотов воздушного флота и работников авиационной инфраструктуры России. Этот день отмечается в Российской Федерации ежегодно в третье воскресенье августа. Так что у вас всегда есть возможность подарить себе ещё один праздничный день в последние мгновения уходящего лета. Правда, для этого нужно всего два важных момента – ваше желание и аэродром поблизости.
Если с желанием всё хорошо, как у меня, тогда – вперёд! Откуда взялся такой, далеко не всем известный, праздник? 12 августа 1912 года последний император Николай II высочайшим указом повелел сформировать первую авиационную часть России при Главном управлении Генерального штаба, по сути, создав этим новый род сил, позднее ставший видом вооружённых сил — военно-воздушные силы Российской империи — Императорский военно-воздушный флот. Дата 12 августа 1912 года явилась основанием для учреждения праздника День Военно-воздушных сил России (Указ Президента Российской Федерации от 29.08.97 № 949). Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 28 апреля 1933 года № 859, в честь выдающихся достижений учёных, авиационных конструкторов, работников авиационной промышленности, лётного и технического состава ВВС РККА установлен праздник 18 августа — Всесоюзный день авиации (День Воздушного Флота СССР, День Авиации).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» было установлено, что День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа.
28 сентября 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации издал постановление № 3564-1 «Об установлении праздника День Воздушного флота России», где закрепил празднование этого дня в привязке к существующей ныне дате — третье воскресенье августа.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 949 от 29 августа 1997 года «Об установлении Дня Военно-воздушных сил — 12 августа» и внесенных в него изменений 31 мая 2006 года (Указ «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации» № 549) предписано проводить праздничные мероприятия, приуроченные к этому событию в День Воздушного флота России (третье воскресенье августа).
Теперь немного об аэродроме в Кречевицах Новгородской области. История Кречевицкого аэродрома начинается также с царских времён.
13 февраля 1818 года, был объявлен указ императора Александра I о передаче небольшого поселения под Новгородом (Кречевицы) военному ведомству. С этого времени начинается история Кречевиц как военного гарнизона.
Первая воинская часть, квартировавшая в Кречевицах в 1818-1831 гг., - Лейб-Гвардии Кексгольмский гренадерский императора Австрийского полк. Этот полк был сформирован Петром I в 1710 г. и считался одним из старейших и лучших полков русской армии. Он участвовал практически во всех войнах России в XVIII - XIX вв.
В 1831 г. в Кречевицах была дислоцирована 3-я Гвардейская артиллерийская бригада. По некоторым данным, в начале 1830-х гг. в этих местах располагался также пехотный Прусский полк.
С 1836 г. по 1902 г. в Кречевицких казармах квартировал Лейб-Гвардии Драгунский полк. Именно с этим полком связаны одни из самых ярких страниц жизни военного городка. Особенно прославились лейб-драгуны во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
После перевода Лейб-Гвардии Драгунского полка в Петергоф, в Кречевицах размещается Запасный Гвардейский кавалерийский полк, расформированный в 1918 г. С 1918 г. по 1926 г. в казармах, сменяя друг друга, квартировали: 1-й Новгородский Сводный кавалерийский полк, Новгородский Губернский Конский запас, 23-й Царицынский и 24-й Донской кавалерийские полки.
В 1926 г. в Кречевицах началось переоборудование гарнизона для базирования авиационных частей. В начале 1928 г. сюда была переведена 1-я тяжелая авиационная эскадрилья. В конце 1930-х гг. в Кречевицах размещались бомбардировочные части Военно-воздушного флота Рабоче-крестьянской Красной армии. Во время Великой Отечественной войны Кречевицы два с половиной года были заняты фашистами и стали местом базирования 3-его авиапехотного батальона Люфтваффе (Военно-воздушные силы Германии).
После окончания Великой Отечественной войны на аэродроме базировались части советской дальней, фронтовой и транспортной авиации. В 1966 г. в Кречевицах были сформированы 110-й военно-транспортный авиационный полк и отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения.
В середине 1970-х в гарнизоне и на аэродроме Кречевицы проходили съёмки фильма «Меня ждут на земле».
20 ноября 1975 года на взлётно-посадочную полосу авиабазы произвели посадку первые два самолёта Ил-76 — в состав авиаполка переведены две авиационные эскадрильи самолетов Ил-76 и одна эскадрилья самолетов Ан-12. Через год авиаполк насчитывал уже три авиационные эскадрильи самолетов Ил-76, авиационный отряд самолетов Ан-12. 5 октября 1981 года исключен авиационный отряд самолетов Ан-12, включены 3 экипажа самолетов Ил-76, c 1 августа 1988 года в штат 110-го ВТАП дополнительно введено 5 экипажей с наземным техническим составом и 4 самолета Ил-76.
Самолеты полка работали и воевали в небе многих стран Европы, Азии и Африки. С 1998 г. полк носил наименование: 110-й Комсомольский Трансильванский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полк. 14 октября 2009 года 110-й военно-транспортный авиаполк был расформирован.
До расформирования авиаполка каждый год в третье воскресенье августа на аэродроме в Кречевицах проходили праздничные мероприятия. Здесь можно было бесплатно покушать солдатской каши с полевой кухни, посмотреть на прыжки парашютистов. На обозрение выставлялась военная техника – самолёты ИЛ-76МД и различные машины аэродромного обеспечения и связи. Причём, можно было не просто посмотреть, но и залезть во внутрь. Большой популярностью пользовалась кабина пилотов в самолёте. Там всегда было много желающих посидеть в кресле пилота, штурмана или радиста.
Праздник начинался ранним утром. После обеда люди уже начинали потихоньку расходиться. Так что все мероприятия полностью заканчивались к пяти часам вечера.
Иногда в программу праздничных мероприятий входило катание на самолёте АН-2 и вертолёте МИ-2. На вертолёте мне довелось полетать в 1995 году. На самолёте АН-2 – в начале двухтысячных годов. Стоимость была вполне гуманная.
На самолётах ИЛ-76МД не катали. Такая большая и тяжёлая машина потребляет очень много топлива. Это было бы просто не рентабельно или стоимость билетов превзошла бы все разумные пределы. Однако мне доводилось летать и на таком самолёте.
Мне нравился этот праздник, как и многим другим людям, которые бывали на нём. Вообще, приятно порой уйти от городской суеты и оказаться на лётном поле аэродрома, где пахнет травой, радуют глаз полевые цветы – ромашки, васильки, люпины.
По моим наблюдениям, многие люди вообще не знали о таком месте как аэродром в Кречевицах, не знали, что там каждый год в третье воскресенье августа проходили праздничные мероприятия. Так было бы посетителей гораздо больше. Но, много людей, это тоже не всегда хорошо. Средства массовой информации не особо спешили уделять этому мероприятию внимание, ограничивались коротеньким объявлением в газете, иногда – репортажем на несколько минут в телеэфире местной телерадиокомпании.
Тех, кто не знал об этом замечательном месте и об этом празднике, но всё же заинтересовался им – придётся немного огорчиться. После расформирования авиаполка, аэродром в Кречевицах больше не функционирует. Сейчас этот объект является одним из примеров бездарного уничтожения материальных ценностей.
Не всё вечно, поэтому спешите побывать в тех местах, которые вас привлекают, пока они существуют. Есть в России и другие аэродромы, так что можете поинтересоваться, не проводятся ли там праздники.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии