Парк «Крым в миниатюре на ладони» – 7
ДИОРАМА «ШТУРМ САПУН-ГОРЫ 7 МАЯ 1944 ГОДА»
Диорама Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года - это одно из крупнейших произведений современной батальной живописи. Памятник подвигу советских воинов, освободивших Севастополь от гитлеровских захватчиков. Замечательный художественный памятник героическим событиям Великой отечественной войны.
Открытие диорамы состоялось 4 ноября 1959 гада.
На втором этаже здания размещена самая большая в мире диорама - «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Живописное полотно - основной элемент диорамы - расположено полукругом перед смотровой площадкой. Длина живописного полотна 25,5 м, высота 5,5 м, площадь предметного (натурного) плана 83 м2. Между живописным полотном и смотровой площадкой установлен предметный план, визуально составляющий с живописным полотном одно целое. Это создает иллюзию глубины пространства, усиливает ощущение реальности, достоверности изображенных событий.
В диораме «Штурм Сапун-горы» впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах. А предметы натурного плана - это остатки подлинных оборонительных сооружений, оружие и снаряжение противника. Впервые стройная композиция одной картины охватывает оперативный масштаб совместных действий наступающих советских армий, авиации и флота.
В 1956 - 1957 годах заслуженный деятель искусств РСФСР, позже народный художник СССР П. Т. Мальцев написал картину «Штурм Сапун-горы». Это произведение позже послужило основой для создания нынешней диорамы. Ее авторами стали художники студии имени М. Б. Грекова П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко и Н. С. Присекин. Военным консультантом был Герой Советского Союза капитан первого ранга в отставке Г. В. Терновскмй.
В августе 1959 года обе части батального произведения из Москвы ,доставили в Севастополь и разместили в специально построенном полукруглом здании.
Торжественное открытие диорамы состоялось 4 ноября 1959 года. С того момента и до конца 80-х годов её посетило пятнадцать миллионов человек. В 1999 году был зарегистрирован 24-миллионный посетитель.
ПАНОРАМА «ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ 1854—1855 гг.»
В настоящее время это одна из крупнейших среди 60-ти панорам мира. Как произведение искусства севастопольская Панорама представляет собой огромную по размерам картину (длина по окружости 115 м, высота 14 м), дополненную предметным планом (площадь около 1000 кв. м) и размещённую в здании цилиндрической формы со смотровой площадкой в центре.
Панорама посвящена героизму защитников Севастополя, которые 349 дней отражали натиск сильнейших в Европе армий, в период Восточной (Крымской) войны 1853—1856 гг. Эта война была крупнейшей общеевропейской военной кампанией ХIХ в. Она велась между Россией и создавшими против неё военный союз Турцией, Великобританией, Францией, королевством Сардиния (Италия).
В 1901 году в честь 50-петия обороны Севастополя было принято решение увековечить подвиг её участников на живописном полотне Панорамы. Правительственный заказ на выполнение художественных работ получил Ф. А. Рубо (1856-1928), выдающийся художник-баталист конца ХIХ - начала ХХ в. В Севастополе на Историческом бульваре для Панорамы было построено здание по проекту военного инженера, подполковника Ф.-О. И. Энберга, при участии архитектора и художника В. А. Фельдмана. 14 (27) мая Панорама «Штурм 6 июня 1855 г.» была открыта для обозрения.
В период Великой Отечественной войны 25 июня 1942 г. во время налёта фашистской авиации и артиллерийского обстрела загорелось здание Панорамы. При спасении художественное полотно разрезали на части. Было спасено 86 фрагментов — 2/3 картины. Их вывезли в Новосибирск. Опытные реставраторы обследовали спасенные фрагменты и решили "считать нецелесообразным восстановление Панорамы из старых фрагментов...".
Академик живописи В. Н. Яковлев (1893-1953), профессор П. П. Соколов-Скаля (1899-1961) и 17 московских художников работали над воссозданием Панорамы с 1951 по 1954 гг. По проекту севастопольского архитектора В. П. Петропавловского (1918-2000) здание Панорамы было восстановлено и реконструировано с применением современного оборудования. 16 октября 1954 г. к 100-летнему юбилею героической обороны Панорама была вновь открыта под новым названием «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.».
ХРАМ ПЕТРА И ПАВЛА В СЕВАСТОПОЛЕ
Храм, силуэт которого не вписывается в привычные каноны церковной архитектуры. Этот храм был построен в Севастополе в 1843 году в честь первоверховных апостолов Петра и Павла.
Под крымским небом, в пышной зелени размеренного южного города, неожиданно ярким образом из прошлого предстает величественный силуэт античного храма. Петропавловская церковь - редкий образец воплощения V преемственности православных традиции от греческого мира.
Сегодня эта православная святыня - единственный образец античной церковной архитектуры на территории всего постсоветского пространства.
История и облик Петропавловской церкви впечатляет как паломников, так и отдыхающих.
Уникальность Петропавловской церкви - в отсутствии знакомого для восприятия церковно-архитектурного образа. На этой не совсем обычной церкви нет привычных златоглавых куполов. Внимание, в первую очередь, привлекают стены - со всех сторон храм окружен величественной дорической колоннадой из 44 колонн, они придают храму благородство и монументальность.
Внутри храма - впечатляющее пространство. Царит благоговейная обстановка, прохлада и полумрак, мерцают свечи. Впервые преступившие порог храма, ставя свечи на подсвечник, обращают внимание на отсутствие привычных луночек, свечи здесь ставят в песок.
В 1894 году Святой праведный Иоанн Кронштадтский отслужил здесь литургию и панихиду по почившему императору Александру III.
Из алтаря звучит голос отца Георгия Дария - настоятеля храма, начинается служба. Настраивая людей на молитву, поет хор. Наверное, так в этом храме пели и в прошлом, м в позапрошлом веке.
Матросский клуб
Матросский клуб построен в 1954 году по инициативе командующего Черноморским флотом адмирала С. Г. Горшкова к 100-летию первой обороны Севастополя. Автор проекта - архитектор Н. И. Богданов, при участии главного архитектора Военпроекта-30 Л. Т. Киреева и главного конструктора А. П. Шумилова. Здание сооружено из инкерманского камня в формах отечественного классицизма.
Здание Матросского клуба трехэтажное, в плане приближается к прямоугольнику. С восточной стороны устроен цокольный этаж. Композиция здания построена на сочетании трех масс - основного призматического объема здания, четырехъярусной квадратной в плане башни, увенчанной шпилем и полуцилиндрической ротондой. Основной принцип архитектурного решения фасадов - принцип контрастных соотношений. В целом архитектурная композиция монументального здания имеет ярко выраженный асимметрический характер.
На ступенчатой башне со смотровыми площадками, увенчанной шпилем, установлены часы с курантами, которые воспроизводят мелодию песни «Легендарный Севастополь» - гимн города (музыка В. И. Мурадели, слова П. М. Градова).
Здание Матросского клуба замыкает перспективу улиц Ленина и большой Морской, является основной доминантой площади Ушакова, композиционное слияние которой распространяется на значительную территорию прилегающей к площади части города, играет ведущую роль в формировании силуэта центра Севастополя со стороны Южной бухты.
Кроме эстетической, Матросский клуб несет еще и культурную миссию. В его здании базируется один из ведущих и популярных (наряду с русским драматическим театром им. А. В. Луначарского) в городе театров драматический театр Черноморского Флота Российской Федерации им. Б. Лавренева, в клубе также размещается репетиционная база ансамбля песни и пляски ЧФ РФ.
МУЗЕЙ КРАСНОЗНАМЕННОГО ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
Музей был открыт 14 сентября (по старому стилю) 1869 г. на ул. Екатерининской (ныне ул. Ленина) в доме одного из руководителей обороны Севастополя 1854 — 1855 гг. генерала Э. Ц. Тотлебена. За пять месяцев подготовительной работы поступило большое количество материалов, среди которых личные вещи руководителей обороны города В. А. Корнилова и П. С. Нахимова, картины известных русских художников И. К. Айвазовского, Ф. А. Рубо, знаменитые рисунки с натуры В. Тимма.
В 1890 году комитет по устройству музея обратился с ходатайством к императору о предоставлении в собственность музея участка земли на Екатерининской улице (между Адмиралтейской башней и Михайловской церковью).
Для нового здания музея императором был утвержден проект академика А. М. Кочетова. Строительство музея началось 28 июня 1892 года и закончилось 5 октября 1895 года.
На главном фасаде — знаменитый крест и число 349, означающее количество дней обороны.
По каталогу 1913 г. в музее уже насчитывалось свыше 2000 ценнейших реликвий, которыми мог бы гордиться любой другой музей России (особенно много экспонатов поступило в 1905 г., когда отмечалось 50-петие обороны Севастополя).
В период героической обороны Севастополя 1941 — 1942 гг. часть наиболее ценных экспонатов была эвакуирована в Баку, затем в Ульяновск. Но музей продолжал работать, воспитывая на примерах героев первой обороны героев второй обороны...
После освобождения Севастополя от фашистских захватчиков экспонаты вернулись «домой», здание восстановлено в прежнем виде, и 15 августа 1948 года музей вновь распахнул свои двери. За 130 лет своего существования Музей Краснознаменного Черноморского флота превратился в подлинную сокровищницу боевых реликвий, связанных со славной историей Черноморского флота.
>> Далее – Парк «Крым в миниатюре» – 8
<< Назад
Перейти к списку мест западного берега Крыма
- Войдите, чтобы оставлять комментарии