Парк «Крым в миниатюре на ладони» – 6

АНТИЧНЫЙ АМФИТЕАТР (РЕКОНСТРУКЦИЯ)
Античный амфитеатр в Херсонесе Античный амфитеатр в Херсонесе – театр в городе Херсонес Таврический, который был сооружен в первой половине III века до н. э. Театр действовал до I века н. э. В амфитеатре могли разместиться до 2 тысяч зрителей, т. е. практически все свободные мужчины – граждане античного Херсонеса.

В Херсонесе театральные представления составляли часть многодневного праздника в честь Дионисия. На праздник к амфитеатру собирались все горожане города, а перед драматическими состязаниями проводилась церемония награждения за особые заслуги перед городом.
Также сохранилось свидетельство о музыкальных соревнованиях в амфитеатре Херсонеса. Поэтому ученые считают, что театр использовался не только для драматических спектаклей, но и для концертов. В театре и на площадях
Херсонеса проходили танцы с пением в день памяти Ламаха, отца херсонесской героини Гикии.
В римское время в театре осуществлялись гладиаторские бои, о чем свидетельствует обломок херсонесского рельефа, где передан заключительный момент соревнования двух гладиаторов.
С введением христианства амфитеатр утратил свое значение и был преобразован в каменоломню. Впоследствии на его месте было построено два храма и несколько жилых домов. Один из храмов, заложенный в VIII–IХ веках, стоял прямо на стене бывшего театра и просуществовал до времени гибели Херсонеса. Другой храм, известный как «Храм с ковчегом», был построен в Х–ХII веках. Под алтарем храма в тайнике был обнаружен небольшой серебряный ковчег VI века – ящик, в котором хранились завернутые в шелк мощи неизвестного святого. В XIV веке «Храм с ковчегом» погиб во время пожара.
Сегодня в античном амфитеатре в летнее время проходят спектакли Национального русского драматического театра им. А. В. Луначарского.

Местонахождение: г. Севастополь, ул. Древняя, 1, Национальный заповедник «Херсонес Таврический».

УСАДЬБА ГРАФА ПОПОВА
Усадьба графа Попова В XVIII веке после присоединения Крыма к Российской империи его западные территории в 22 тысячи десятин земли близ деревни Караджа (современная Оленевка) стали собственностью высокопоставленного русского чиновника Василия Степановича Попова, личного секретаря генерал-губернатора Новороссийского края Григория Александровича Потемкина.
На новых землях В. С. Попов основывает дачи Тарханскую и Тархан-Сарыгольскую, ставшие центром сельскохозяйственной экономии, переселяет во вновь созданные деревни крепостных крестьян из своих имений в Мелитопольской и Полтавской губерниях.
Усадебный дом, возведенный В.С. Поповым, до наших дней не сохранился. Вместо него в ХIХ веке правнук генерал-майора Павел Васильевич Попов построил новое здание. Образ здания создавался для демонстрации состоятельности хозяев и до сих пор, несмотря на изменения, производит нужное впечатление.
Даже сегодня, спустя более двух сотен лет, монументальное классическое здание выглядит в степном ландшафте солидно и внушительно. Во времена, когда оно было построено (конец XVIII века), усадьба демонстрировала состоятельность и авторитет хозяина. Здание неоднократно перестраивалось, но таким, как мы его видим сегодня, стоит с конца ХIХ века. Одновременно с усадьбой был заложен огромный фруктовый сад, высажены декоративные деревья, заложены аллеи и цветники.
Величественным и уникальным казалось здание господского дома в то время в окружении прекрасного парка, фруктовых деревьев и аккуратных цветников. Усадьба была образцом умелого хозяйствования и респектабельности в дореволюционное время и вселяла уверенность в достатке и знатности хозяина. Гостеприимный хозяин, таким образом, привлекал внимание к Крыму других состоятельных партнеров. Здесь, в степной части Крыма, на малоплодородных, просоленных землях можно было не только безбедно жить, но и получать весомый доход от экономической деятельности.
Сейчас в усадьбе графа Василия Степановича Попова располагается пансионат «Солнечная долина».

Местонахождение: Черноморский район, с. Оленевка, ул. Елисеева, 25.

ДОМ ПОСТНИКОВА В ЕВПАТОРИИ
Дом Постникова в Евпатории Своим обликом Евпатория начала ХХ века во многом обязана Городскому голове Семену Дувану. Он пророчил Евпатории - имея в виду ее уникальные природно-климатические условия и наличие бархатных золотистых пляжей - большое курортное будущее, роль Всероссийской здравницы, "русской Ниццы".
В связи с открытием целебных свойств мойнакских грязей с середины ХIХ века, уже конце в XIX столетия Евпатория стала быстро набирать популярность как курорт. Территория между старым городом и озером Мойнаки начала активно застраиваться дачами. В результате возник район с оригинальными в архитектурном отношении постройками в весьма распространенном в то время стиле модерн.
Вот как охарактеризованы эти качественные изменения в популярнейшем в России путеводителе Г. Москвича за 1912 год: "Прежде чем перейти к описанию Евпатории, необходимо сказать несколько слов о новой части города, или, вернее, новом городе, возникшем с американской быстротой благодаря прозорливости, энергии и настойчивости бывшего Городского Головы С. Дувана. Город этот - миниатюрная копия благоустроенных европейских городов, сказочно вырос на запушенном казенном пустыре между "стареющим" городом и дачами... Тому же г. Дувану город обязан постройкой изящного здания театра, который высится среди прекрасных новых зданий созданного по-американски города. И какой провинцией кажется теперь старая Евпатория сравнительно с новой!"
Сведений о создателях дома действительного статского советника Постникова история, к сожалению, не сохранила. Однако известно, что дом был построен в начале ХХ века, в период активного дачного строительства в Евпатории. Городские власти выделяли земли для строительства с условием: новые владельцы обязательно должны были озеленить свои участки. В то время город не мог похвастаться нынешним обилием аллей и парков, поэтому надзор за исполнением требования был весьма строгим: участки которые не были своевременно озеленены, изымались.
Участок, а затем и дом Постникова, сохранились благодаря тому, что этот грамотный господин, изучив условия местного климата и розу ветров, сумел доказать властям сложность выращивания многолетних растении в условиях тогдашней Евпатории и отстоять свою землю.

Местонахождение: г. Евпатория, пр-т Ленина, 28а.

БАЗИЛИКА 1935 ГОДА (РЕКОНСТРУКЦИЯ)
Базилика 1935 года Визитная карточка Херсонеса, его символ, эмблема - все словесные штампы уместны в этом случае. Действительно, изображение белых колонн на фоне моря - непременная иллюстрация рассказа о Херсонесе, символ крещения киевского князя Владимира в византийском Херсонесе.
К сожалению, никому сегодня неизвестно, как именовался этот христианский храм в средневековом Херсонесе, а потому называется ом по году открытия раскопками Г. Д. Белова в 1935 году. В названии отражен также и архитектурный тип храма - базилика.
Подобно другим базиликам Херсонеса она представляла собой прямоугольное в плане здание с восточным полукруглым выступом - апсидой. Внутреннее пространство храма разделялось на три части - нефа - продольными рядами колонн (по шесть в каждом).
Исследованиями установлено, что базилика была построена, вероятно, в VI веке на месте более раннего храма V века. В Х веке базилика была разрушена, а на месте ее среднего нефа была сооружена небольшая часовня.
Самый узнаваемый памятник Херсонеса продолжает оставаться одним из самых загадочных.
Неизвестно, какое место занимал храм в жизни города, но сегодня его руины являются местом паломничества туристов. Уехать из Херсонеса, не запечатлев себя на фоне базилики и моря - это все равно, что уехать из Рима, не сфотографировавшись на фоне Колизея. А вечером базилика приобретает особую красоту - темные силуэты колонн на фоне пламенеющего закатного неба завораживают и, опять же, призывают запечатлеть это мгновение.

Местонахождение: г. Севастополь, ул. Древняя, 1, Национальный заповедник «Херсонес Таврический».

Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь
Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь – один из старейших пещерных монастырей в Крыму, расположен в пригороде Севастополя — в Инкермане.
Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII — IX до ХIV —ХV веков.
Возникновение монастыря связывают с почитанием св. Климента, римского епископа (папы) в 92-99 (101) годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, а затем убитого (утопленного) по тайному приказу императора здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретенные через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса, доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда — в день смерти праведника — море отступало. Потом они были перенесены на небольшой остров (ныне — Казачий остров) посреди Казачей бухты, на котором, согласно преданию, руками ангелов была построена церковь. Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм, где по молитвам святого Климента совершалось много чудес.
После захвата в 1475 году крепости Каламита турками, монастырь постепенно пришёл в упадок.
В 1850 году монастырь был возрожден. В 1931 году богослужения в пещерных храмах прекратились и монастырь был окончательно закрыт. Во время Великой Отечественной воины в пещерах монастыря размещался штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии.
С 1991 года трудами настоятеля архимандрита Августина (Половецкого), братии и мирян началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева была передана частица мощей от честной главы святого священномученика Климента; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.

Местонахождение: г. Инкерман.

ХРАМ-ЧАСОВНЯ СВ. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА НА САПУН-ГОРЕ
Храм-часовня св. Георгия Победоносца на Сапун-горе В Севастополе не только возрождаются старые храмы, но и строятся новые. 19 января 1995 года на Сапун-горе был заложен храм-часовня в память воинов, погибших во время Второй обороны Севастополя 1941-1942 годов и при освобождении города в 1944 году. Храм-часовня сооружен за 77 дней.
Новый храм был освящен 7 апреля 1995 года во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Часовня представляет собой усеченный конус, увенчанный фигурой ангела с крестом. Автор этого проекта – архитектор Г. С. Григорьянц, а ангел сделан по рисункам протоиерея Николая Доненко. Заслуженный художник Украины Г. Я. брусенцов написал для храма икону святого Георгия Победоносца, а художник В. К. Павлов выполнил мозаичный вариант этой иконы, который находится над входом в часовню.
Это место выбрано не случайно. В 1944 году здесь разгорелись жестокие бои, фашисты укрепили крутые склоны горы. Сквозь бетонные заграждения, ряды колючей проволоки, шквал огня пришлось пройти солдатам и матрасам, чтобы добраться до вершины Сапун-горы. 6 память об их подвиге после войны здесь воздвигли обелиск Славы и зажгли Вечный огонь. Неподалеку, прямо под открытым небом, стоят образцы боевой техники, советской и немецкой. Чтобы люди помнили о событиях, произошедших на Сапун-горе, в 1959 году была открыта диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», где военные художники П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко и Н. С. Присекин запечатлели события того дня на живописном полотне. Так возник мемориальный комплекс, который позже, в 1995 году, дополнила часовня.
23 августа 2008 вокруг Храма начался пожар. Огонь подступил к строениям скита с трех сторон, начал тлеть сестринский корпус, на Храме стали плавиться пластиковые водосточные трубы. Что могли сделать в этой ситуации послушницы? Они обратились к Богу. С иконой "Неопалимая купина" в руках они, задыхаясь, совершали крестный ход вокруг храма, по существу, в огне. Вокруг здания образовался молитвенный заслон. Пламя остановилось у временных, не отличавшихся прочностью стен обители. Оно не перебросилось на соседние участки леса и на расположенные рядом дома дачного поселка...

Местонахождение: г. Севастополь, Сапун-гора.

>> Далее – Парк «Крым в миниатюре» – 7
<< Назад
Перейти к списку мест западного берега Крыма

Категория статьи: