Парк «Крым в миниатюре на ладони» – 10
ВИЛЛА «СФИНКС»
Вилла «Сфинкс» находится в Евпатории на одной из самых интересных улиц этого курортного города Крыма – Дувановской. Здание виллы было построено в 1911 году в неогреческом стиле. Архитектором проекта принято считать П. Я. Сеферова, который построил в Евпатории несколько зданий, но достоверно это неизвестно.
Для здания виллы «Сфинкс» характерна асимметрия объема и плана. Фасад дома раскрепован, угол скошен и оформлен в виде эркера во всю высоту здания, который завершается четырехгранным коническим навершием. Выступающие части профилированы лопатками, вверху им придана форма пилястр. Второй этаж этих уступов оформлен в виде римско-ионийского ордера; в качестве опор использованы три пары кариатид-сфинксов, центральная из которых поддерживает фронтон с акротерием на вершине, а боковые завершаются парапетом; карниз подчеркнут «сухариками». Фриз над узким архитравом декорирован пальметтами. Внизу, по сторонам окон и краям здания, расставлены дорийские колонны. Окна первого этажа имели сандрики на фигурных кронштейнах, пространство между которыми заполнено вьющейся пальметтой. Оконные проемы второго этажа окантованы скромным наличником. Крыша над карнизом в одноэтажной части постройки, на боковом фасаде между каменными тумбами, обнесена металлическим ограждением.
С внутренней (южной) стороны дома устроена крытая терраса, обращенная во двор четырьмя дорийскими колоннами с балюстрадой между ними. Промежуток между торцом виллы и расположенным южнее домом был отгорожен металлической оградой над цоколем, вход в который представлял собой простой фронтон на двух трехчетвертных колоннах.
Свое имя эта вилла получила благодаря трем парам кариатид-сфинксов, которые украшают фасад здания, что и делает ее отличающейся и запоминающейся среди других объектов Евпатории. С другой стороны к вилле примыкает внутренний дворик. Здесь расположена крытая терраса, украшенная рядом из четырех колонн дорического ордена и балюстрадой между колоннами.
Вилла «Сфинкс» полностью сохранила свой первоначальный облик, выполненный в манере стилизованного модерна. Сегодня в здании разместилась юридическая фирма.
МЕЧЕТЬ ДЖУМА-ДЖАМИ
О Евпаторийской мечети Джума-Джами (она же Хан-Джами) сложено немало легенд. Одна из них утверждает, например, что этот храм построил некий Сеид-Бакли Эфенди, для чего ему понадобилась всего одна ночь – вечером начал работу, а на утро мечеть была полностью готова. Согласно другому преданию, её архитектором был Мен-Арслан, придворный художник и шут крымского хана Менгли-Гирея. А по третьей версии, здание изначально строилось для православного храма, а затем его переделали под мечеть. Как же было на самом деле?
В 1552 году из Стамбула в Гезлёв (в те времена крупный торговый центр с населением более 10 тыс. чел.) прибыл 62-летний архитектор Ходжа Синан, один из самых именитых зодчих Востока. Ему предстояло выполнить заказ крымского хана Девлет-Гирея – возвести в восточной части города, близ моря, самую большую и самую красивую на полуострове мечеть.
Ханскую мечеть архитектор спроектировал так, чтобы она своим силуэтом напоминала знаменитую стамбульскую Айя-Софию. Вначале дело спорилось, но вскоре застопорилось. Турецкий султан Сулейман Великолепный задумал возвести в Стамбуле собственную мечеть – Сулеймание. Столь ответственную работу он мог поручить только Ходже Синану, поэтому архитектору ничего не оставалось, как возвратиться. Зодчий рассчитывал со временем вернуться в Гезлёв и продолжить начатое дело, но этим мечтаниям не суждено было сбыться. Ханскую мечеть достраивали ученики Синана, и в 1562 году (а по другим данным, в 1564-м) она была освящена. Результат превзошёл ожидания.
Путешественник, увидевший эту мечеть, не мог скрыть своих восторгов: "Святыня эта воистину прекрасна, красива, полна волшебства и таинственности". С самого начала предполагалось, что, в отличие от всех иных мечетей полуострова, эта будет наделена совершенно особыми функциями – в ней будут проходить коронации крымских ханов.
Статус мечети резко изменился после того, как в конце февраля 1783 года хан Шагин-Гирей отрёкся от престола и отдал свой народ под покровительство России. С тех пор мечеть перестала быть местом, где совершалось таинство восхождения на престол крымскими ханами, и превратилась в обычный храм, хотя и с легендарным прошлым.
Сегодня Хан-Джами - единственная сохранившаяся в Европе многокупольная мечеть. Это памятник истории и архитектуры мирового значения.
Знаменитый памятник архитектуры и истории ХIХ-ХХ вв. в Крыму, бывшая резиденция российских императоров. Расположен в посёлке Ливадия в 3 км от Ялты.
В 1834 году Ливадия (Ливадия с греческого - полянка, лужайка) была куплена у командира греческого Балаклавского батальона Феодосия Ревелиотти графом Львом Севериновичем Потоцким.
С 1861 года Ливадийское имение стало летней резиденцией императора Александра II и императорской семьи, где в 1911 году по проекту ялтинского архитектора Николая Краснова для императора Николая II был построен новый Белый дворец. По некоторым данным, император Николай II потратил на дворец около 4 млн. золотых рублей.
В 1925 году в бывшем царском дворце был открыт санаторий для крестьян, в 1931 году преобразованный в климатический лечебный комбинат.
С 4 по 11 февраля 1945 года в Ливадийском дворце проходила Ялтинская конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании (И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль), а также проживала американская делегация во главе с президентом Ф. Д. Рузвельтом.
В 1953 году во дворце был вновь открыт санаторий, а в 1974 году - выставочный комплекс.
В 1993 году Ливадийский дворец получил статус музея. 16 июля 1994 года в бывших личных комнатах царской семьи на втором этажё дворца была открыта экспозиция «Романовы в Ливадии», рассказывающая о пребывании в Ливадийском имении трех поколений российских императоров.
В настоящее время посетители дворца-музея могут познакомиться с двумя экспозициями. На первом этаже размещена экспозиция, посвященная Ялтинской конференции 1945 года. На втором этаже дворца, в личных комнатах семьи Николая II, экспозиция рассказывает о жизни и отдыхе в Ливадии российских царей и членов их семей. В Белом зале дворца (месте, где проходили исторические заседания Ялтинской конференции 1945 года) регулярно проходят саммиты глав государств.
Воронцовский дворец расположен в г. Алупка у подножия горы Ай-Петри.
Дворец строился с 1828 по 1848 год как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийскиго края М. С. Воронцова.
Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдварда Блора.
Сооружение дворца началось со столового корпуса в 1830 – 1834 гг. Далее были построены Центральный корпус, бильярдная, гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, Парадный двор. Последним был построен библиотечный корпус. Летом 1848 года на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцово-паркового ансамбля.
Воронцовский дворец строился по новым архитектурно-строительным принципам. Важной архитектурной особенностью стало расположение дворца в соответствии с рельефом гор. Дворец построен в английском стиле, органично сочетающемся с неомавританским стилем. Южный вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет бога кроме Аллаха».
Шедевр садово-паркового искусства — Алупкинский парк. Его создатель - садовник-ботаник Карл-Август Кебах занимался планировкой и посадками растений в парке более четверти века. Парк является парком-памятником общегосударственного значения и входит в экспозиционную часть музейной территории.
До Октябрьской революции Воронцовский дворец принадлежал трем поколениям семьи Воронцовых. После прихода Советской власти в середине 1921 года Воронцовский дворец открылся как музей. С 1990 года – это Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.
БАЙДАРСКИЕ ВОРОТА
Байдарские ворота – горный перевал через главную гряду Крымских гор, ведущий из Байдарской долины (называемой крымской Швейцарией) на Южный берег Крыма. Перевал «Байдарские ворота» или просто Байдарский перевал находится между горой Челеби (657 м) на западе и Чху-Баир (705 м) на востоке. Высота перевала — 503 метра над уровнем моря.
Байдарские ворота появились в 1848 году в качестве символа завершения строительства нового пути, дороги Севастополь – Ялта. Прокладывалась дорога около 10 лет по личной инициативе графа Михаила Семеновича Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края. Этот архитектурный памятник был сооружен по проекту известного ялтинского архитектора Карла Ивановича Эшлимана.
Массивные ворота сложены из блоков известняка. Лестничный марш ведет к двум видовым площадкам, с которых открывается потрясающая панорама крымского побережья с Форосской церковью на переднем плане. Об этом замечательном виде один из первых путешественников по Крыму Марков писал:
«Панорама, открывающаяся из Байдарских ворот, сама по себе одна из грандиознейших, какие где-либо можно увидеть».
До 1917 года и в двадцатые годы XX века у Байдарских ворот располагались две гостиницы. Первая – слева от ворот, вторая – за воротами, вправо от них над обрывом скалы. Здесь же находилась почтовая станция с комнатой для проезжающих, слева от ворот был построен отдельный павильон-ресторан.
В первые дни Великой Отечественной войны перевал Байдарские ворота имел важное стратегическое значение в планах гитлеровских захватчиков. Ими был подготовлен «кастропольский» десант, целью которого был взрыв Байдарских ворот, как единственно возможного выхода на Севастополь. Планы десанта были сорваны благодаря задержанию предателя-проводника.
Сейчас эта дорога не является главной, по ней путешествуют только для того, чтобы полюбоваться на античный портик Байдарских ворот и живописный вид с высоты.
>> Далее – Парк «Крым в миниатюре» – 11
<< Назад
Перейти к списку мест западного берега Крыма
- Войдите, чтобы оставлять комментарии