Парк «Крым в миниатюре на ладони» – 5
Дворец «Дюльбер» - дворцово-парковый ансамбль в Кореизе, построенный в конце ХIХ века для великого князя Петра Николаевича Романова. Является одной из достопримечательностей Южного берега Крыма и Большой Ялты.
В переводе с крымскотатарского слово «дюльбер» означает «красивый», «прелестный». Дворец, построенный в романтическом мавританском стиле, представляет собой белоснежное здание с серебристыми куполами, арочными окнами и зубчатыми стенами. Его украшают синий орнамент и цветная мозаика. Благодаря своей белизне, дворец отчетливо выделяется на фоне Крымских гор. Над главным входом во дворец арабской вязью выведена надпись: «да благословит Аллах вошедшего сюда».
Дворец строился с 1895 по 1897 год. Архитектором и руководителем строительства был ялтинский городской архитектор Николай Краснов, впоследствии также автор Ливадийского и Юсуповского дворцов. Сам великий князь Александр Михайлович сравнивал дворец "Дюльбер" с замком «синей Бороды». После событий 1917 года дворец, имевший толстые стены, был превращён в настоящую крепость с пулемётом на крыше. В имении в то время проживали члены семьи Романовых.
В 1922 году в имении Дюльбер, переименованном в «Красное знамя», была открыта одна из первых советских здравниц, в которой было 35 мест. В 1938 году был построен второй корпус, имевший аналогичный мавританский внешний вид. Во время Великой Отечественной войны дворцовый комплекс сильно пострадал, а в послевоенные годы был восстановлен немецкими и румынскими военнопленными. Вокруг дворца на нескольких террасах разбит парк, который простирается от главных въездных ворот до самого моря. Его украшают скульптуры, беседки, фонтаны и бассейны с водяными лилиями. Гордостью парка является аллея веерных пальм вокруг круглого бассейна.
В парке имеется миниатюрный ботанический сад площадью 6 га, в котором растут каменные дубы, платаны, мамонтово дерево, фисташки, кедры, сосны, кипарисы, секвойи, и розы.
ДВОРЕЦ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ГЕОРГИЯ МИХАЙЛОВИЧА РОМАНОВА «ХАРАКС»
Дворец Харакс может справедливо считаться одним из лучших произведений зодчества России начала ХХ века, а поэтому имя его архитектора Николая Петровича Краснова должно быть поставлено в один ряд с выдающимися архитекторами того времени.
В 1904 году архитектор Н. П. Краснов получил приглашение от великого князя Георгия Михайловича сделать проект и возглавить строительство комплекса дворцовых зданий на принадлежавшем ему участке земли по соседству с "Ай-Тодором" (пос. Гаспра), имением его брата, великого князя Александра Михайловича. Своему владению Георгий Михайлович дал звучное название "Харакс" в честь древней римской крепости, стоявшей когда-то на мысе Ай-Тодор.
К этому времени архитектору исполнилось уже 40 лет, он находился в расцвете своего таланта. Проектом Краснова предусматривалось строительство дворца на 46 комнат, церкви, часовни, свитского дома, кухни, конюшни, оранжереи, дома садовника, устройство парка и сада, водопровода и канализации, а несколько позже гаража, дома для шофера и склада горючего.
По собственному определению Краснова, дворец "исполнен в современном шотландском вкусе из местного известняка мозаичной кладкой со вставкой орнаментальных частей, высеченных из того же камня, и покрыт английской черепицей".
При его проектировании зодчий ближе всего подошел к т.н. "рационалистической" архитектуре позднего модерна, для которой характерно сочетание простоты и целесообразности. Декоративные элементы почти отсутствуют, они уступают место элегантности и изяществу форм и пропорций здания, ажурности оконных переплетов и эффектному цветовому контрасту красной черепичной крыши и серого камня стен.
Русская художественная общественность высоко оценила дворец в Хараксе, оценил его и царствующий племянник Георгия Михайловича. После посещения в сентябре 1909 года имения "Харакс" Николай II записал в дневнике: "В 2 1/2 поехали в имение Георгия и Минни (в. кн. Мария Георгиевна, супруга Георгия Михайловича). Осматривал их дом, сад, маленькую церковь, помещение для свиты. Все красиво, просто, устроено со вкусом".
ДВОРЕЦ «КИЧКИНЕ»
Белоснежный дворец Кичкине находится на мысе Ай-Тодор в 8 км от центра Ялты в курортном поселке Гаспра.
Дворец начали строить для Дмитрия Константиновича Романова, двоюродного брата императора Александра II на обрывистом высоком берегу моря в 1912 году по проекту ялтинского архитектора Тарасова Н. Г. В октябре 1913 года основные работы были закончены.
Само здание дворца небольшого размера, отсюда и название «кичкинэ», что в переводе с татарского означает «малютка». Этот крошечный дворец построен в мавританском стиле, с минаретом, башенками и арабской вязью над входом. Территория имения была поделена на две части.
В северо-восточной части - дворец с парадным двориком, в юго-западной части - парковая зона, основанная специалистом из Никитского ботанического сада Клаиди.
Для спуска к морю в скале была вырублена многоступенчатая лестница, здесь были обустроены три грота-беседки для отдыха.
В 1918 году после революции усадьбу приобрел князь Николай Николаевич Романов (младший). В апреле 1919 года он навсегда покинул Родину.
До 1941 года в бывшем имении Романовых располагалась туристическая база. В 1942 году во дворце находился командный пункт 11-й немецкой армии. За заслуги перед рейхом Гитлер подарил этот маленький дворец «покорителю Крыма» генералу - фельдмаршалу Эриху фон Манштейну. В 1943 году Эриху фон Манштейну пришлось расстаться с этим щедрым подарком Гитлера.
Сегодня в здании дворца - частная гостиница «Кичкине». Вход на территорию старинного дворцового парка свободный, а посещение самого памятника архитектуры, соответственно, ограничено.
ПАМЯТНИК АВИАТОРАМ-ЧЕРНОМОРЦАМ
Памятник авиаторам-черноморцам - это памятник мужеству и героизму летчиков-черноморцев, отдавших свои жизни за Победу в Великой Отечественной войне.
В годы Великой Отечественной войны лётчики Черноморского флота сражались в Севастополе и Одессе, в Крыму и на Кавказе, участвовали в освобождении юга Украины, Молдавии, Болгарии и Румынии. За годы войны 16 лётчиков черноморцев совершили 18 воздушных таранов, три экипажа повторили подвиг капитана Гастелло. 61 лётчик и штурман ВВС Черноморского флота были удостоены звания Героя Советского Союза.
Памятник открыт 3 марта 1981 года к 6О-летию ВВС КЧФ.
Три 32-метровых пилона, имеющие в плане форму трилистника, увенчаны стилизованными изображениями боевых самолётов. Пилоны покоятся на мощном стилобате, установленном на искусственном кургане. В объёмно-пространственную композицию памятника входит мемориальная «Стена Памяти», на гранитных плитах которой высечены имена 1297 лётчиков-черноморцев, не имеющих захоронений.
Памятник находится на проспекте Генерала Острякова.
Авторы проекта - архитекторы М. В. Фортуна, М. Г Раду, скульптор Ю. А. Канашин, инженер В. И. Панфил.
Владимирский собор
Владимирский собор - православный храм на территории заповедника Херсонеса Таврического.
По церковным преданиям и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославовича состоялось в 988 году в городе Херсонесе, или Корсуне (так его называли древние русичи).
Впервые идея увековечить место Крещения равноапостольного князя Владимира была выскакана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портами вице-адмиралу А. Грейгу. По его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки. В 1850 году ходатайством святителя Иннокентия архиепископа Херсонского и Таврического, в Херсонесе была основана Свято-Владимирская обитель.
А 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольного князя совершенная в присутствии Александра II и Марии Александровны.
Автором проекта Владимирского собора в Херсонесе был академик архитектуры Давид Гримм, по замыслу которого храм должен был быть возведен в византийском стиле. Его строительство длилось 15 лет и было завершено в 1874-1876 годах. Собор являлся одним из самых больших в стране (высота — 36 м, общая площадь — 1726 кв. м, диаметр купола 10,5 м), и мог вместить до тысячи верующих.
Работы по убранству храма начались только накануне празднования 9ОО-петия Крещения Руси. Расписать и украсить грандиозный собор до знаменательной даты не удалось, поэтому 13 июня 1888 года ко дню Памяти равноапостольного князя Владимира был освящен только Нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором был установлен деревянный резной иконостас. Мраморные работы были выполнены итальянскими мастерами.
Торжественное освящение главного престола Князь-Владимирского собора было совершено 17 октября 1891 года, хотя окончательное оформление храма было завершено только в 1894 году.
УВАРОВСКАЯ БАЗИЛИКА (РЕКОНСТРУКЦИЯ)
Базилика, крещальня и не сохранившийся до наших дней храм с трехлепестковой апсидой занимали целый квартал средневекового Херсомеса. Комплекс был религиозным центром города в V – VI веках. Базилика была раскопана графом А. С. Уваровым в 1853 году.
Здание храма имело длину 50 м и ширину 22 м и разделялось на три продольных зала - нефа. От крытой аркады с мозаичным полом перед западным фасадом здания через три двери можно было попасть в притворы - внешний (экзонартекс) и внутренний (мартекс), а оттуда, через центральную и две боковые двери, – в средний и боковые нефы базилики, отделенные друг от друга рядами мраморных колонн, по 11 в каждом. Длина центрального нефа достигала 36 м при ширине 11 м; он заканчивался в восточной части храма полукруглой алтарной апсидой. Пол его покрывали прямоугольные мраморные плиты. Боковые нефы уступали центральному как по высоте, так и по ширине (4 м) и были гораздо темнее его, так как не имели окон.
Полы в боковых нефах были сделаны из мозаики: на белом фоне выложен яркий геометрический рисунок из кубиков черного, красного, желтого и белого цвета. Мозаика южного нефа сохранила греческую надпись черными кубиками: "О молитве за Малха и всех его родных". Она была еще в 1853 году перевезена в Санкт-Петербург, где до сих пор украшает пол одного из залов Государственного Эрмитажа.
К южной стороне базилики была пристроена узкая длинная галерея. Перед экзонартексом находился широкий двор - атриум с фонтаном (фиалом) в центре. С южной стороны (там, где высится решетчатая вышка маяка) находилось здание, соединявшееся с базиликальным комплексом крытой галереей. По все видимости, это был дом священнослужителя.
Базилика, сооруженная в конце V – начале VI вв., впоследствии неоднократно перестраивалась. Капитальная перестройка была осуществлена в Х веке. Храм находится на краю обрыва. Берег здесь интенсивно разрушается.
К сожалению, часть апсиды и северный угол Уваровской базилики упали в море уже после раскопок ХIХ в.
Обелиск «Штык — Парус»
8 мая 1965 года Президиум Верховного Совета СССР постановил вручить городу Севастополю орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». В честь этого на мысе Хрустальный 3 ноября 1977 года открыли обелиск «Штык - Парус».
Памятник возводился поспешно, к юбилею – 60-летию Великого Октября. Выполненный в виде стилизованного штыка и паруса из монолитного железобетона, облицованный альминской плиткой, по замыслу авторов памятник символизирует содружество армии и флота.
Обелиск установлен на мощном основании - стилобате площадью около 1200 кв.м. Общая высота 59,9 м.
В 1978 году рядом с памятником появилось два чугунных орудия периода Крымской войны, найденных на бывшем седьмом бастионе при земляных работах. В 1999 году орудия перевезли на Исторический бульвар к зданию Панорамы.
Скульпторами обелиска «Штык – Парус» являются И. Макогон, С. Чиж, архитекторами - А. Баглей, М. Катернога, Е. Вересов, И. Шемсединов, А. Шеффер.
С этого мыса 9 мая 1945 года был произведен первый салют в честь Великой Победы.
>> Далее – Парк «Крым в миниатюре» – 6
<< Назад
Перейти к списку мест западного берега Крыма
- Войдите, чтобы оставлять комментарии