Парк «Крым в миниатюре на ладони» – 4
Пансионат «Глициния»
Пансионат расположен в живописнейшем уголке ЮБК, в посёлке Нижняя Ореанда, на западном берегу Ялтинского залива на склонах горы Могаби в бывших госдачах № 1 и № 2 – местах отдыха руководителей Советского Союза, на территории садово-паркового ансамбля площадью более 27 га, в непосредственной близости от моря.
Пансионат «Глициния» - одна из наиболее престижных баз отдыха. В 1825 году земли Ореанды были приобретены для императора Александра I и его супруги Елизаветы Александровны. Таким образом, «Нижняя Ореанда» стала первым имением семьи Романовых на Южном берегу Крыма. Здесь создан парк, один из лучших на Южнобережье. Ландшафт парка успокаивает нервную систему, повышает настроение, вызывает положительные эмоции.
В 50-х годах ХХ века в Нижней Ореанде для Н.С. Хрущева, а также для высших государственных и партийных чиновников строится государственная дача. Известной же во всем мире Нижняя Ореанда стала в годы правления Л.И. Брежнева. Это было любимое место отдыха Генерального секретаря ЦК КПСС, здесь проходили встречи на высшем уровне с руководителями многих стран мира. Позднее на даче отдыхали Ю. В. Андропов, М. С. Горбачев. С 1989 года, после строительства госдачи в Форосе, «Нижняя Ореанда» оставалась закрытой здравницей. В 1997 году образован пансионат «Глициния».
Обустроенная парковая зона находится на территории заказника «Южнобережные Дубравы», на которой произрастает более 100 видов растений, занесенных в «Красную книгу». С видовых площадок парка открывается потрясающая панорама Ялтинского залива с горой Аю-Даг. Здесь великолепно спланированы дорожки и тропы. На территории пансионата находится церковь Покрова Пресвятой богородицы.
Вилла М. П. Атаровой
В конце 19 века Ялта активно застраивалась виллами и дачами. Одной из них стала вилла М. П. Атаровой, которая расположена в начале улицы Пушкина в Ялте. Вилла была построена по проекту знаменитого крымского зодчего Николая Петровича Краснова в конце ХIХ века.
В настоящее время в этом здании располагается Ялтинский историко-литературный музей - хранитель истории города и единственный музей данного профиля на территории Южного берега Крыма, где можно познакомиться с историей Большой Ялты с древнейших времён до современности.
Музей был основан 8 октября (27 сентября по ст. с.) 1892 года при Ялтинском отделении Крымского горного клуба инициативе врача-климатолога В. Н. Дмитриева, военного инженера А. Л. Бертье-Делагарда и других известных жителей Ялты. Коллекция музея насчитывает более 130 тысяч единиц хранения. В состав музея входят отделы археологии, истории, культуры Ялты ХIХ - начала ХХ веков, отдел выставок, а также литературный музей Леси Украинки и дом-музей Н. 3. Бирюкова.
Вилла М. П. Атаровой получила статус памятника архитектуры по решению Крымского облисполкома от 19.02.1991 года.
Вилла "Мечта"
Еще одна архитектурная жемчужина Симеиза – вилла «Мечта». Вилла Мечта – одна из самых больших загадок Симеиза.
«Мечта» строилась длительное время по проекту неизвестного архитектора, предполагают, что архитектором мог быть Николай Краснов. Строительство виллы закончилось лишь к середине 1920-х годов.
Немногое известно и о её владельце. Это был директор польского банка Вацлав Вылежинский, который спешно покинул свое имение в годы революции.
Эта вилла является ярким примером ориентации модерна на восточную культуру. Расположена она в Симеизе на небольшой естественной возвышенности и внутри дорожной петли, что позволяет рассмотреть её со всех сторон. Прямоугольные формы здания довольно лаконичны и выдержаны в традициях арабского зодчества. Фасады украшены большим количеством стрельчатых окон и арок. Несмотря на всю сдержанность проекта, основным украшением виллы «Мечта» является богатое резное деревянное убранство оконных проемов. Над основной постройкой возвышается узкая башенка, увенчанная куполом, которая ассоциируется с минаретом.
Возможно, и название «Мечта» - это русское производное от слова «мечеть». Неизвестно, какое из этих названий более раннее – псевдомавританский стиль вполне мог послужить преданию столь претенциозного имени вилле, но романтический вид и «Сказочность» свидетельствуют в пользу «Мечты».
В советское время вилла «Мечта» была сильно перестроена внутри. Здесь располагался один из корпусов санатория «Красный мак».
В настоящее время здание обветшало и требует реставрации.
ВИЛЛА «КСЕНИЯ»
Одной из самых ярких архитектурных достопримечательностей Симеиза, безусловно, является вилла «Ксения».
Автором проекта фасада этого «шотландского шале», возведенного в 1911 году в духе так называемого северного модерна с элементами готики, стал Николай Петрович Краснов, но разработку общего проекта виллы «Ксения» и контроль над всем процессом строительства взял на себя Яков Петрович Семенов. Столь авторитетный тандем архитекторов создавал здание по заказу Варвары Андреевны Чуйчевич – жены богатого украинского помещика, которая купила участок для постройки виллы в 1904 году.
Свое название вилла «Ксения» получила в честь Ксении Солововой, старшей внучки Варвары Чуйчевич.
Вилла «Ксения» выполняла функции дорогого пансиона. Здесь было 28 номеров, комнаты для прислуги, ресторан, зал для развлечений и несколько магазинов. В первые годы советской власти в зданиях разместили гостиницу, а затем долгое время это был обычный жилой дом с коммунальными квартирами.
В настоящее время здание находится в полузаброшенном состоянии, а местные жители упорно связывают современную историю виллы с привидениями.
Армянская церковь в Ялте
Армянская церковь в Ялте отдаленно напоминает древний храм Рипсиме (VII - ХII вв.) в Эчмиадзине. Здание, построенное в 1909 – 1914 годах архитектором Г. Тер-Микеловым по эскизам известного художника Вардгеса Суренянца, стоит на крутом склоне горы.
Отделка внутренних интерьеров, начавшаяся после возведения здания, как и эскизы для проекта, выполнялась живописцем Суренянц Вардгесом Акоповичем (1860 – 1921), переехавшим к тому времени в Ялту. Творец работал над своим последним произведением до самой смерти, обретя вечный покой под ее стенами, правда успел закончить с помощью скульптора Меркулова Сергея Дмитриевича (1881 – 1952) и художника Тарагроса Степановича Тер-Варданяна (1878 – 1953) лишь внешнюю отделку, роспись купола и алтаря.
В период Великой Отечественной войны (1941 -1945) здание понесло некоторые потери, которые были устранены лишь после передачи его Ялтинскому краеведческому музею, разместившему в его залах историко-археологическое отделение. В 1988 году к 1 50-летию Ялты церковь была полностью отреставрирована.
Остроумно решение устройства парадного подхода к церкви. На южном фасаде сделан богато украшенный ложный вход в виде широкой арочной ниши. К площадке перед «входом» от ворот храма ведет грандиозная лестница, обсаженная кипарисами, поднимаясь по которой можно увидеть перед собой весь храм сразу - компактный, как бы высеченный из монолита, увенчанный шестигранным из того же камня шатром на изящном барабане. В конце подъема вдруг возникает еще один лестничный марш, который ведет к подлинному входу - на западной стороне церкви. Его строгий, скупо орнаментированный портал впечатляет не украшениями, а чистотой и ясностью стиля, гармонией простых декоративных деталей. Изумительное мастерство художника-декоратора, совершенство обработки камня сквозят в каждом квадратном метре фасадов церкви. Экстерьеру храма не уступает его интерьер – расписанный Суренянцем купол дополняет мраморный иконостас с инкрустациями.
А сейчас, как и много лет назад, церковь выполняет свое прямое предназначение - в ее стенах проходят богослужения, камерные концерты, действует воскресная школа.
>> Далее – Парк «Крым в миниатюре» – 5
<< Назад
Перейти к списку мест западного берега Крыма
- Войдите, чтобы оставлять комментарии